Инженерные изыскания дорог — комплекс исследований, в ходе которых осуществляется изучение природных, технических, экономических факторов строительства и эксплуатации автодорог, а также ж/д путей.
Материалы, полученные в ходе геодезических, геологических, гидрометеорологических, экологических и прочих видов изысканий, используются для принятия обоснованных проектных решений.
В соответствии с ГОСТ 32836-2014, изыскания производятся на этапах подготовки предпроектной, проектной и рабочей документации. Также в ходе строительства, реконструкции, капремонта и планового ремонта дорог.
- Автомобильные дороги: для чего проводятся инженерные изыскания?
- Общий состав работ
- Инженерно-геодезические изыскания автомобильных дорог
- Мобильное лазерное сканирование (МЛС) автодорог
- Аэрофотосъемка линейных объектов
- Инженерные-геологические изыскания дорог
- Инженерные изыскания железных дорог
- Требования к ТЗ и программе исследований
- Инженерные изыскания для строительства дороги: предоставление отчетности
- Особенности согласования проекта
- Как ускорить проведение изысканий?
- Подтверждаем свои слова на деле
Автомобильные дороги: для чего проводятся инженерные изыскания?
Сбор и обработка данных о природных, техногенных условиях позволяет:
-
обосновать выбор трассы проектируемой автодороги;
-
принять верные технические решения по конструктивным составляющим трассы;
-
определить прочность и устойчивость земляного полотна, оценить параметры дорожной одежды, прочих элементов конструкции;
-
разработать мероприятия по охране природной среды и проект организации строительства;
-
спроектировать комплекс мер по защите автодороги и участников движения от влияния неблагоприятных природных, техногенных факторов.
В целом инженерные изыскания строительства автомобильных дорог направлены на обеспечение безопасности полотна и потребителей транспортных услуг в процессе строительства, капремонта, реконструкции, эксплуатации.
Техзаказчику и проектировщику достоверные результаты исследований позволяют исключить форс-мажоры, переделки и убытки до 35% средств на этапе проектирования и строительства трассы.
Общий состав работ
Геодезические исследования трасс подразумевают сбор и анализ существующих топографо-геодезических материалов, а также осуществление двух основных видов работ – топографической съемки, составления планов и цифровых моделей местности.
Инженерные геологические изыскания дорог включают:
-
сбор, обобщение информации о природных условиях местности с учетом архивных данных и результатов предыдущих изысканий;
-
проведение геологической съемки и горно-буровых работ;
-
отбор образцов грунта с целью анализа состава, структуры, физико-механических свойств;
-
изучение поверхностных, подземных вод.
Гидрометеорологические изыскания проводятся с целью защиты дорожного полотна от влияния рек, поверхностных и подземных вод, а также снежных заносов. В ходе проведения работ исследуется гидрологический режим водных объектов, а также особенности климата. Обследуются балки, болота, овраги, створы рек. Оценивается вероятность неблагоприятных явлений.
В комплекс изысканий также могут входить геофизические, стационарные виды исследований, пр.
Проведение исследований на линейном объекте имеет особенности, о которых поговорим ниже.
Инженерно-геодезические изыскания автомобильных дорог
Топоплан — один из приоритетных первоначальных документов, который применяется для начала исследований на линейном объекте.
Комплекс работ включает:
-
разбивку по оси (осуществляется в комплексе с другими работами, требует материалов, которые будут служить основой разбивки);
-
закрепление трассы на местности.
Это позволяет избежать сложностей в проведении изысканий, поскольку участок, где проектируется объект, может находиться на территории с низкой проходимостью либо повышенным уровнем застройки и коммуникаций (например, на месте городской застройки).
Перед началом проведения геодезических исследований обязательно нужно оценить особенности:
-
кюветов;
-
обочин;
-
откосов;
-
проезжей части, пр.
Детальное изучение этих нюансов способствует безопасному строительству и эксплуатации будущей трассы.
Важно знать!
Топографо-геодезические работы на линейном объекте являются весьма дорогостоящим и трудоемким видом работ. С целью повышения скорости и объема получения данных применяется мобильное лазерное сканирование автодорог. Также используется аэрогеодезическая технология.
Мобильное лазерное сканирование (МЛС) автодорог
Это метод, используемый на всех этапах жизненного цикла трассы. МЛС применяется в ходе проектирования, территориального планирования, а также капремонта, реконструкции дороги, пр.
Исследования преимущественно проводятся для:
-
топосъемки, создания топоплана;
-
создания ЦМР, а также цифровых моделей дорожного покрытия;
-
исследования уклонов проезжей части (продольных, поперечных);
-
разработки продольных, поперечных профилей трассы;
-
формирования паспорта автодороги;
-
анализа зон видимости;
-
создания ведомостей ограждений, дорожных знаков, рекламных щитов, пр.
Технология МЛС также используется в ходе эксплуатации трассы с целью мониторинга дорожных развязок. Она позволяет произвести анализ опасных участков, деформаций, состояния опор, грунта.
Плюсы МЛС автодорог:
-
мобильная установка может отснять за 1 день до 200–300 км трассы;
-
стоимость такой съемки в 1,5-2 раза ниже, по сравнению с традиционными методами;
-
МЛС позволяет оценивать состояние трассы с высокой точностью;
-
технология открывает возможность сравнения участка трассы «до» и «после» (при локальном, капремонте, пр.).
В Гектар Групп мы активно используем МЛС, что ускоряет процесс съемки, а также снижает трудозатраты и, соответственно, стоимость проекта, при этом, не жертвуя качеством работ.
Аэрофотосъемка линейных объектов
Аэрогеодезическая технология позволяет значительно повысить производительность топосъемки линейного объекта и перенести основной объем работ в комфортные камеральные условия. Однако при её использовании возникает ряд проблем. Главная из них — создание планово-высотной опорной сети в виде четких контурных точек. В особенности это касается объектов, расположенных в сложных природных условиях нефтегазоносных северных районов России.
Выбор контуров, необходимых в качестве опорных для проведения крупномасштабной съемки, здесь ограничен ввиду:
-
трудностей при проведении полевых работ;
-
короткого благоприятного полевого периода в северных районах — всего 3-4 месяца.
Инженерные-геологические изыскания дорог
Главной задачей геологических исследований является выбор направления проектируемой автодороги или ж/д полотна. Процесс геологических изысканий на линейных объектах имеет особенности.
Данные строения характеризуются большой протяженностью. Поэтому учитывается не только геология местности (на всем пути), но и направленность трасс, в том числе к рекам, водохранилищам, озерам.
Геологические исследования подразумевают:
-
детальный анализ почвы, ее характеристик;
-
изучение грунтовых резервов с целью возведения дорожного полотна;
-
оценку месторождений (котлованов) стройматериалов для автомагистралей, пр.
Первоначально выполняются буровые работы. Это нужно для забора образцов воды, грунта и дальнейших лабораторных исследований.
Глубина скважин напрямую зависит от назначения проектируемого линейного объекта и глубины его заложения, а также категории дороги, свойств почвы, пр. Чем сложнее природные условия местности, тем больше скважин потребуется. Кроме того, объем и глубина буровых работ увеличиваются в местах возведения путепроводов, эстакад, мостов.
Объем работ зависит от:
-
типа линейного объекта;
-
протяженности трассы (так, бурение скважин выполняется согласно заданному шагу);
-
изученности территории;
-
сложности трассы (количества переходов через реки, насыпи, а также углов поворота);
-
сложности геологии участка;
-
стадии проектирования сооружения, пр.
Инженерные изыскания железных дорог
Инженерные изыскания для проектирования, строительства, ремонта ж/д трасс имеют те же особенности, что и исследования для других линейных объектов.
К ним предъявляются повышенные требования ввиду большой протяженности, небольшой ширины полосы, а также высокой чувствительности при появлении даже незначительных изменений геологии на территории.
Сложности при проведении исследований возникают, если объект располагается на территории, характеризующейся:
-
длительной мерзлотой;
-
сейсмической активностью;
-
заболоченностью;
-
опасностью оползней, склонов;
-
вероятностью схождения лавин.
Цель проведения исследований заключается в сборе данных для дальнейшей работы с объектом: от трассы до земляного полотна, от искусственных сооружений (например, мостовых переходов) до станционных узлов, от рабочих поселков до прочих объектов инфраструктуры. Инженеры-геологи осуществляют расчет длины ж/д рельс, их размеров, а также расположения строений.
Процесс также включает комплекс полевых, лабораторных и камеральных работ по нескольким видам изысканий.
Требования к ТЗ и программе исследований
Испытания проводятся на больших протяженных участках. Это накладывает определенные требования к:
-
составлению ТЗ;
-
разработке программы исследований;
-
проведению работ;
-
предоставлению отчетности;
-
прохождению согласований.
Если проведение исследований планируется в суровых условиях Крайнего Севера, могут возникнуть определенные сложности с удаленностью и труднопроходимостью (болота, густая тайга). Кроме того, изыскатели могут столкнуться с низким температурным режимом, что накладывает особые требования к организации рабочего процесса.
Программа исследований
Перед началом работ важно изучить специфику региона и особенности объекта, чтобы составить программу исследований.
Это необходимо для:
-
обеспечения технической базы в полном объеме (при необходимости транспортировки инженеров);
-
расчета достаточного количества расходников (коронок для бурения скважин и пр.);
-
грамотной организации рабочего процесса (определение площади топосъемки, количества скважин, распределение бригады).
Ошибки в программе исследований приводят к неточности и недостаточной полноте результатов, необходимости проведения дополнительных испытаний, незапланированным расходам.
Инженерные изыскания для строительства дороги: предоставление отчетности
Проведение изысканий на территории линейных объектов, как правило, подразумевает большой объем работ.
Поэтому для исключения простоев и своевременного начала проектирования желательно предусмотреть возможность поэтапной передачи результатов исследований.
Особенности согласования проекта
Если линейные объекты проходят по территории других лицензированных участков, изыскателям необходимо:
-
получить согласование на прохождение пересекаемой территории;
-
согласовать проведение работ с представителями коренных народностей Севера (если объект располагается на значимой для них местности).
Как ускорить проведение изысканий?
В Гектар Групп для минимизации рисков при проведении изысканий на линейных объектах мы:
-
детально изучаем ТЗ и составляем программу исследований (рассчитываем объем работ, количество расходников, пр.);
-
грамотно организовываем рабочий процесс (определяем площадь съемки, количество скважин, распределяем бригады, пр.);
-
поэтапно передаем результаты исследований для оперативного начала проектирования;
-
обеспечиваем внутренний контроль качества испытаний (случайные проверки, ежедневная отчетность, планирование и составление графика работ).
Как мы сокращаем сроки согласования проекта?
-
предварительно анализируем специфику региона (особенности прохождения согласований и пр.);
-
распараллеливаем рабочие процессы;
-
оформляем технический отчет в соответствии с требованиями нормативной базы.
Подтверждаем свои слова на деле
Узнайте, как через 1,5 месяца сдать отчеты по изысканиям и получить деньги за 1-й этап по госконтракту. А также сократить 70% времени на реализацию проекта и выполнить топографическую съемку высокого качества в неблагоприятных условиях.
Заказчик АО «РОСТ-ПРОЕКТ» обратился в Гектар Групп с целью проведения инженерных изысканий на объекте: автомобильная дорога I и II категории протяженностью 5,8 км в зоне строительства взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта «Шереметьево».
Задача
Работы требовались для запуска согласования проектных решений, экономического обоснования проекта, получения первого транша по государственному контракту и разработки проектной документации.
Решение
Дорога вблизи аэропорта — стратегически важный объект. Такие проекты проходят детальную экспертизу на каждом этапе проектирования. С целью согласования первого этапа работ заказчику потребовалось проведение топографической съемки, а также последующий комплекс инженерных изысканий для проектирования.
Ограниченные сроки реализации задачи были обусловлены госконтрактом, сложностью и масштабом объекта.
Поэтому для оперативного запуска согласований мы:
-
изучили архивные топосъемки и обратились в эксплуатирующие службы;
-
параллельно начали подготовку к новой съемке.
Но выпал снег с высотой покрова 70 см. Техническая служба отказалась работать в таких условиях. Руководитель проекта нанял техническую бригаду для решения этой проблемы.
Когда участок был расчищен, геодезисты приступили к:
-
расстановке точек планово-высотного обоснования;
-
проведению съемки.
Результат
В результате, несмотря на неблагоприятные погодные условия, съемка была произведена в срок. Заказчик получил пригодную для согласования проектных решений геоподоснову и первый транш по государственному контракту.
Проверка достоверности результатов
Безусловно, съемки в таких условиях требуют проверки, поэтому для определения точности результатов мы произвели контрольную съемку на объекте в летний период времени. Она подтвердила, что, несмотря неблагоприятные погодные условия, геодезисты справились с задачей на 100%.
Хитрости, которые помогли оперативно реализовать проект:
-
формирование специальной проектной группы;
-
найм технической бригады для расчистки территории;
-
параллельная организация процессов;
-
выделение специалиста в проектной группе для взаимодействия с согласующими органами.
В результате согласование технических условий со стороны государственных органов завершено точно в срок. Заказчик получил первый транш по госконтракту.
Планируете инженерные изыскания на линейном объекте?
Доверьте проведение исследований экспертам Гектар Групп, чтобы начать проектирование точно в срок, исключить возможные риски и сэкономить до 35% средств!