Статьи — Инженерные изыскания

Инженерные изыскания линейных объектов

1037
Время прочтения: 10 минут
РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Статьи — Инженерные изыскания

Часто проектирование и строительство линейных объектов осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. Сложность изыскательских работ может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, большим объемом топосъемки, забора проб.


Расположение ЛО также влияет на проведение исследований. Так, сложность и трудоемкость изысканий для проектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте- и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных сооружений, пр.) обусловлены удаленностью, труднопроходимостью мест. 

Рассмотрим подробнее инженерные изыскания на линейных объектах.

Что такое линейный объект?

Под линейным объектом понимают инженерно-техническое сооружение, длина которого существенно больше, чем ширина или диаметр (в соответствии с градостроительным кодексом РФ). Особенность заключается в большой протяженности. Длина такого сооружения может составлять десятки или сотни километров. 


В данную категорию включены:

  • магистрали любых видов: автомобильные дороги, ж/д-пути, т.д;

  • системы водоотведения, водопроводы, прочие линии инженерных коммуникаций;

  • объекты нефтегазовой промышленности (трубопроводы, транспортирующие нефть, газ, другие вещества);

  • линии связи, электропередач, а также кабельные каналы;

  • оросительные, транспортные, каналы, прочие искусственные водные пути;

  • другие сооружения, характеризующиеся значительной протяженностью. 

“Масштабные ЛО могут охватывать большие территориальные участки и располагаться сразу в нескольких регионах государства. На всем протяжении трассы необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это накладывает особенности на проведение исследований, согласований”.


Все ЛО являются объектами капитального строительства, а также имеют прямую связь с землей. Различают надземные (воздушные), а также наземные (поверхностные), подземные виды ЛО. 

Иногда возникают сложности в отнесении проекта к линейному или нелинейному типу. Встречаются варианты совмещенного типа, например, в водопроводной системе. Здесь конструкция водопровода является линейной, а подстанция по её обслуживанию — нелинейной.  Также возникают споры насчет отнесения линейных сооружений к недвижимому имуществу. В п. Ст. 130 ГК РФ указаны разъяснения на этот счет.

Инженерно-геодезические изыскания линейных объектов

Проведение данных исследований необходимо для комплексной оценки техногенных, природных, других условий на участке, отведенном под строительство линейного сооружения. 

“По результатам геодезических работ определяется оптимальное расположение ЛО с учетом окружающих условий — рельефа, наличия наземных, подземных коммуникаций, растительности, пр.”

Особенность геодезических изысканий для линейных объектов заключается в том, что измерения (топосъемку) необходимо проводить на всем протяжении ЛО. Поэтому для трасс значительной длины с целью ускорения процесса часто применяют инновационные методы: аэрофотосъемку, лазерное сканирование, пр. 


Работы выполняются в три этапа:

  • Подготовительный этап. Включает анализ ТЗ, составление программы работ, изучение архивной информации, предварительную оценку условий, первичное трассирование ЛО.

  • Полевые работы. В ходе полевых исследований выполняется рекогносцировка, топосъемка (аэрофотосъемка/лазерное сканирование), привязка к имеющейся геодезической сети.

  • Камеральные работы. Включают камеральную обработку данных, составление топопланов, карт в масштабах 1:25000-1:10000, выбор конкурентоспособных вариантов прохождения ЛО, подготовку технического отчета. 


В соответствии с СП 47.13330.2012 для автоматизированного проектирования ЛО по данным топографической съемки трассы и на основе данных полевого трассирования создают ИЦММ. 

Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов

Объем, состав инженерно-геологических изысканий зависит от протяженности ЛО. На характер исследований влияют: глубина заложения трасс, сооружений, а также особенности их фундамента, геологическое строение территории, инженерно-геологические условия местности.

Ключевой вид работ при проведении геологических изысканий — бурение скважин, которое осуществляется по всей длине. 

На количество выработок влияют следующие факторы:

  • назначение проектируемого объекта;

  • протяженность ЛО – скважины располагаются на заданном расстоянии друг от друга;

  • инженерно-геологические особенности местности;

  • количество поворотов трассы, наличие переходов через водные объекты, насыпей;

  • сложность геологии территории;

  • стадия проектирования, пр.

Выбор параметров скважин регламентируется нормативными документами. При этом глубина выработки рассчитывается в соответствии с назначением сооружения, уровнем промерзания грунта. 

Глубина скважин достигает:

  • для автомобильных дорог — порядка 3 м;

  • для линий электропередач — 3-7 м;

  • для кабельной линии связи, магистрального трубопровода, водопроводной и канализационной систем, а также теплосети, газопровода — на 1-2 метра ниже уровня заложения трассы;

  • для подземного коллектора — на 2 метра глубже проектируемого объекта (при этом глубина выработки должна превышать уровень промерзания грунта на 1-2 метра).

При проектировании ЛО на участках, имеющих сложные геологические условия и специфические грунты, специалисты располагают 4-5 поперечников в скважинах. Это также накладывает особенности на проведение топосъемки (увеличивает её площадь). При этом уменьшается расстояние между скважинами, а глубина выработок увеличивается.


Инженерные изыскания на объектах нефтегазовой отрасли 

Проектирование объектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте - и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных объектов и пр.) требует чрезвычайной точности. Любая ошибка приводит к переделкам проекта, простоям, миллионным убыткам. Начать проектировочные работы невозможно без результатов инженерных изысканий. 


Инженерные изыскания при реконструкции или строительстве нефтегазового объекта: особенности

Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность и труднопроходимость мест (болота, густая тайга), низкий температурный режим накладывают особые требования к организации процесса испытаний.

Изыскателям необходимо:

  • арендовать спецтехнику (бураны, снегоходы, вездеходы (ARGO), пр.);

  • транспортировать инженеров на место назначения;

  • организовать базу для проживания.

Изыскания проводятся круглый год, однако в большинстве случаев рационально исследовать сооружение в зимний период времени с целью улучшения проходимости. 


При проведении испытаний зимой:

  • дополнительно рассчитывается коэффициент неблагоприятного периода (x1,4), это влияет на стоимость работ;

  • могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).

Линейные объекты нефтегазовой отрасли считаются опасными, поэтому испытания осуществляются группами в составе от 3-х человек. При этом изыскательская компания должна иметь соответствующий Допуск (для работ на особо опасных ЛО). 

При проведении испытаний зимой могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже). 


Проведение исследований регламентируется СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства».
Проблемы, с которыми сталкивается заказчик:

Проблема-1

Сложность контроля из-за территориальной удаленности  Ответственность полностью ложится на плечи изыскателей. Неквалифицированные эксперты могут допустить неточности и ошибки при проведении испытаний (например, не заметить овраг, пробурить скважину меньшей глубины и пр.). 

Ошибки, упущения при проведении испытаний приводят к:

  • переделкам проекта;

  • простоям, миллионным убыткам;

  • дополнительным расходам (например, при повторном прохождении Главгосэкспертизы или адаптации программы исследований в процессе работ).

Проблема-2

Увеличение затрат на проведение изысканий в 1,5-2 раза

Неточности при составлении ТЗ влекут за собой разработку некорректной программы исследований. 

Если в процессе работ выяснится, что объема испытаний недостаточно для обеспечения требуемой полноты и точности результатов, потребуется:
  • обновление программы испытаний;
  • транспортировка дополнительных бригад инженеров;
  • выделение технического оборудования.

В условиях Москвы и МО с адаптацией к новым условиям не возникает трудностей. 

Однако, если речь идет об объектах нефтегазовой отрасли в северных регионах, внесение любых изменений в программу исследований может увеличить стоимость изыскательских работ в 1,5-2 раза. Поэтому заказчику важно ответственно отнестись к составлению ТЗ.

Особенности согласования проекта

Если ЛО проходят по территории других лицензированных участков, изыскателям необходимо получить согласование на прохождение пересекаемой территории. Также от заказчика требуется согласование работ с представителями коренных народностей Севера (если объект располагается на значимой для них территории).

Готовый проект подлежит обязательному прохождению Главгосстройэкспертизы. При обнаружении неточностей на их устранение отведено всего 10 дней. В противном случае требуется повторное прохождение экспертизы, и заказчик теряет деньги.

От чего зависит стоимость испытаний?

Цена на изыскательские работы зависит от:

  • объема подготовительных мероприятий (по транспортировке инженеров, организации базы);

  • целей, объема планируемых испытаний;

  • типа, расположения объекта.


Стоимость работ возрастает, если дополнительно требуется:

  • проведение исследований по поиску карьера или места ПГС (для развивающихся месторождений, если планируется строительство дороги);

  • сейсморазведка (для расширения месторождения и пр.);

  • вырубка леса для обеспечения проходимости на выбранном участке.

Выводы

  • Инженерные изыскания на линейных объектах имеют особенности. Длина таких инженерно-технических сооружений существенно больше, чем ширина или диаметр. 
  • На всем протяжении ЛО необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это затрудняет проведение исследований. 
  • Сложность испытательных работ также может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, сложными погодными условиями. Кроме того, проектирование, строительство ЛО осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. 
  • С целью ускорения, упрощения проведения геодезических изысканий на ЛО применяются инновации: аэрогеодезическая технология, лазерное сканирование, пр. Количество и характеристики выработок при проведении геологических испытаний зависят от геологических особенностей местности, назначения, протяженности сооружения, пр. 
  • Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность, труднопроходимость мест, низкий температурный режим влияют на сроки и стоимость работ.

,
click fraud detection