Часто проектирование и строительство линейных объектов осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. Сложность изыскательских работ может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, большим объемом топосъемки, забора проб.
Расположение ЛО также влияет на проведение исследований. Так, сложность и трудоемкость изысканий для проектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте- и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных сооружений, пр.) обусловлены удаленностью, труднопроходимостью мест. Рассмотрим подробнее инженерные изыскания на линейных объектах.
Что такое линейный объект?
Под линейным объектом понимают инженерно-техническое сооружение, длина которого существенно больше, чем ширина или диаметр (в соответствии с градостроительным кодексом РФ). Особенность заключается в большой протяженности. Длина такого сооружения может составлять десятки или сотни километров.
В данную категорию включены:
-
магистрали любых видов: автомобильные дороги, ж/д-пути, т.д;
-
системы водоотведения, водопроводы, прочие линии инженерных коммуникаций;
-
объекты нефтегазовой промышленности (трубопроводы, транспортирующие нефть, газ, другие вещества);
-
линии связи, электропередач, а также кабельные каналы;
-
оросительные, транспортные, каналы, прочие искусственные водные пути;
-
другие сооружения, характеризующиеся значительной протяженностью.
“Масштабные ЛО могут охватывать большие территориальные участки и располагаться сразу в нескольких регионах государства. На всем протяжении трассы необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это накладывает особенности на проведение исследований, согласований”.
Все ЛО являются объектами капитального строительства, а также имеют прямую связь с землей. Различают надземные (воздушные), а также наземные (поверхностные), подземные виды ЛО.
Иногда возникают сложности в отнесении проекта к линейному или нелинейному типу. Встречаются варианты совмещенного типа, например, в водопроводной системе. Здесь конструкция водопровода является линейной, а подстанция по её обслуживанию — нелинейной. Также возникают споры насчет отнесения линейных сооружений к недвижимому имуществу. В п. Ст. 130 ГК РФ указаны разъяснения на этот счет.
Инженерно-геодезические изыскания линейных объектов
Инженерно-геодезические изыскания линейных сооружений - комплекс работ, направленный на получение топографо-геодезических данных посредством трассирования, топосъемки, создания планово-высотной геодезической основы и цифровой модели местности. Результаты используются для разработки проектной документации для нового строительства, капитального ремонта или реконструкции на участках авто-, железных дорог и других линейных объектов.
Особенность геодезических изысканий для линейных объектов заключается в том, что измерения (топосъемку) необходимо проводить на всем протяжении ЛО. Поэтому для трасс значительной длины с целью ускорения процесса часто применяют инновационные методы: аэрофотосъемку, лазерное сканирование, пр.
Работы выполняются в три этапа:
-
Подготовительный этап. Включает анализ ТЗ, составление программы работ, изучение архивной информации, предварительную оценку условий, первичное трассирование ЛО.
-
Полевые работы. В ходе полевых исследований выполняется рекогносцировка, топосъемка (аэрофотосъемка/лазерное сканирование), привязка к имеющейся геодезической сети.
-
Камеральные работы. Включают камеральную обработку данных, составление топопланов, карт в масштабах 1:25000-1:10000, выбор конкурентоспособных вариантов прохождения ЛО, подготовку технического отчета.
Нормативная база
Геодезические изыскания линейных сооружений регламентируется нормативными документами:
-
СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения;
-
СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства;
-
СП 317.1325800.2017 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ;
-
СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги;
-
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги;
-
ВСН 208-89 Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог;
-
ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования;
-
РД 153-39.4Р-128-2002(ВСН) Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов.
Согласование работ
Основные службы, в которых необходимо регистрировать и согласовывать геодезические изыскания и результаты: Комитет по градостроительству и архитектуре (по всей России), ГБУ ”Мосгоргеотрест” (по Москве).
Дополнительные согласования могут потребоваться с эксплуатирующими службами и балансодержателями инженерных коммуникаций и сооружений:
-
газовые службы;
-
водопроводные и канализационные службы;
-
энергетические службы;
-
телекоммуникационные компании;
-
организации по эксплуатации коммуникационных коллекторов;
-
организации по эксплуатации водоотводящих систем;
-
предприятия по световому оформлению города;
-
провайдеры цифровых услуг и сервисов;
-
компании по производству, транспортировке, распределению и сбыту тепловой энергии;
-
телекоммуникационные компании;
-
службы специальной связи и информации.
Оборудование
Для проведения геодезических изысканий линейных сооружений требуется:
-
Электронные тахеометры;
-
GPS приемники;
-
Лазерные нивелиры;
-
БПЛА*
*Возможно комбинированное использование электронного тахеометра + GPS приемника + БПЛА, но с условиями и факторами, позволяющими выполнить геодезические измерения с необходимой точностью. Полученных данных только с БПЛА может быть недостаточно для проектирования, но их можно использовать для разработки проекта планировки территории.
Примеры работ на линейных объектах
В декабре 2018 года сотрудничали с АО «Рост-Проект». Им потребовались геодезические изыскания для строительства и реконструкции 5,8 км участка автомобильной магистрали М-10 «Россия». Объект был сложным из-за коротких сроков и неблагоприятной погоды, близости к взлетно-посадочной полосе аэропорта. Трасса в границах участка действующая и находится близко к взлетно-посадочной полосе. В процессе потребовались дополнительные согласования работ со службами аэропорта Шереметьева и ФСО.
Геодезия началась с изучения архивных материалов. Параллельно начали очищать территорию участка от снега. Несмотря на погодные условия, инженерам удалось провести геодезическую съемку. Одновременно с геодезическими изысканиями велись геологические, экологические и дендрологические.
Еще один проект от АО «Рост-Проект»: Строительство автомобильной дороги «Псарево-Петрово» на участке «Дон» до транспортной развязки через ж/д пути. На участке работ были расположены объекты инженерной инфраструктуры с охранными зонами.
По результатам работ создан инженерно-топографический план масштаба 1:500 с сечением рельефа 0.5м с нанесением инженерных коммуникаций и подеревная топографическая съемка.
С полным перечнем работ на линейных объектах можно ознакомиться здесь.
Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов
Объем, состав инженерно-геологических изысканий зависит от протяженности ЛО. На характер исследований влияют: глубина заложения трасс, сооружений, а также особенности их фундамента, геологическое строение территории, инженерно-геологические условия местности.
Ключевой вид работ при проведении геологических изысканий — бурение скважин, которое осуществляется по всей длине.
На количество выработок влияют следующие факторы:
-
назначение проектируемого объекта;
-
протяженность ЛО – скважины располагаются на заданном расстоянии друг от друга;
-
инженерно-геологические особенности местности;
-
количество поворотов трассы, наличие переходов через водные объекты, насыпей;
-
сложность геологии территории;
-
стадия проектирования, пр.
Выбор параметров скважин регламентируется нормативными документами. При этом глубина выработки рассчитывается в соответствии с назначением сооружения, уровнем промерзания грунта.
Глубина скважин достигает:
-
для автомобильных дорог — порядка 3 м;
-
для линий электропередач — 3-7 м;
-
для кабельной линии связи, магистрального трубопровода, водопроводной и канализационной систем, а также теплосети, газопровода — на 1-2 метра ниже уровня заложения трассы;
-
для подземного коллектора — на 2 метра глубже проектируемого объекта (при этом глубина выработки должна превышать уровень промерзания грунта на 1-2 метра).
При проектировании ЛО на участках, имеющих сложные геологические условия и специфические грунты, специалисты располагают 4-5 поперечников в скважинах. Это также накладывает особенности на проведение топосъемки (увеличивает её площадь). При этом уменьшается расстояние между скважинами, а глубина выработок увеличивается.
Инженерные изыскания на объектах нефтегазовой отрасли
Проектирование объектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте - и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных объектов и пр.) требует чрезвычайной точности. Любая ошибка приводит к переделкам проекта, простоям, миллионным убыткам. Начать проектировочные работы невозможно без результатов инженерных изысканий.
Инженерные изыскания при реконструкции или строительстве нефтегазового объекта: особенности
Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность и труднопроходимость мест (болота, густая тайга), низкий температурный режим накладывают особые требования к организации процесса испытаний.
Изыскателям необходимо:
-
арендовать спецтехнику (бураны, снегоходы, вездеходы (ARGO), пр.);
-
транспортировать инженеров на место назначения;
-
организовать базу для проживания.
Изыскания проводятся круглый год, однако в большинстве случаев рационально исследовать сооружение в зимний период времени с целью улучшения проходимости.
При проведении испытаний зимой:
-
дополнительно рассчитывается коэффициент неблагоприятного периода (x1,4), это влияет на стоимость работ;
-
могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).
Линейные объекты нефтегазовой отрасли считаются опасными, поэтому испытания осуществляются группами в составе от 3-х человек. При этом изыскательская компания должна иметь соответствующий Допуск (для работ на особо опасных ЛО).
При проведении испытаний зимой могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).
Проведение исследований регламентируется СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства».
Проблемы, с которыми сталкивается заказчик:
Проблема-1
Сложность контроля из-за территориальной удаленности Ответственность полностью ложится на плечи изыскателей. Неквалифицированные эксперты могут допустить неточности и ошибки при проведении испытаний (например, не заметить овраг, пробурить скважину меньшей глубины и пр.).
Ошибки, упущения при проведении испытаний приводят к:
-
переделкам проекта;
-
простоям, миллионным убыткам;
-
дополнительным расходам (например, при повторном прохождении Главгосэкспертизы или адаптации программы исследований в процессе работ).
Проблема-2
Увеличение затрат на проведение изысканий в 1,5-2 раза
Неточности при составлении ТЗ влекут за собой разработку некорректной программы исследований.
Если в процессе работ выяснится, что объема испытаний недостаточно для обеспечения требуемой полноты и точности результатов, потребуется:
- обновление программы испытаний;
- транспортировка дополнительных бригад инженеров;
- выделение технического оборудования.
В условиях Москвы и МО с адаптацией к новым условиям не возникает трудностей.
Однако, если речь идет об объектах нефтегазовой отрасли в северных регионах, внесение любых изменений в программу исследований может увеличить стоимость изыскательских работ в 1,5-2 раза. Поэтому заказчику важно ответственно отнестись к составлению ТЗ.
Особенности согласования проекта
Если ЛО проходят по территории других лицензированных участков, изыскателям необходимо получить согласование на прохождение пересекаемой территории. Также от заказчика требуется согласование работ с представителями коренных народностей Севера (если объект располагается на значимой для них территории).
Готовый проект подлежит обязательному прохождению Главгосстройэкспертизы. При обнаружении неточностей на их устранение отведено всего 10 дней. В противном случае требуется повторное прохождение экспертизы, и заказчик теряет деньги.
От чего зависит стоимость испытаний?
Цена на изыскательские работы зависит от:
-
объема подготовительных мероприятий (по транспортировке инженеров, организации базы);
-
целей, объема планируемых испытаний;
-
типа, расположения объекта.
Стоимость работ возрастает, если дополнительно требуется:
-
проведение исследований по поиску карьера или места ПГС (для развивающихся месторождений, если планируется строительство дороги);
-
сейсморазведка (для расширения месторождения и пр.);
-
вырубка леса для обеспечения проходимости на выбранном участке.
Выводы
- Инженерные изыскания на линейных объектах имеют особенности. Длина таких инженерно-технических сооружений существенно больше, чем ширина или диаметр.
- На всем протяжении ЛО необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это затрудняет проведение исследований.
- Сложность испытательных работ также может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, сложными погодными условиями. Кроме того, проектирование, строительство ЛО осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки.
- С целью ускорения, упрощения проведения геодезических изысканий на ЛО применяются инновации: аэрогеодезическая технология, лазерное сканирование, пр. Количество и характеристики выработок при проведении геологических испытаний зависят от геологических особенностей местности, назначения, протяженности сооружения, пр.
- Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность, труднопроходимость мест, низкий температурный режим влияют на сроки и стоимость работ.