?>
Работаем
по всей России

Инженерные изыскания линейных объектов

10340
Инженерные изыскания линейных объектов
Март 19, 2021
Время чтения: 10 минут
Нет времени читать?
Отправим материал вам на:
Telegram
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Часто проектирование и строительство линейных объектов осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. Сложность изыскательских работ может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, большим объемом топосъемки, забора проб. 

 Расположение ЛО также влияет на проведение исследований. Так, сложность и трудоемкость изысканий для проектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте- и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных сооружений, пр.) обусловлены удаленностью, труднопроходимостью мест. Рассмотрим подробнее инженерные изыскания на линейных объектах.

Что такое линейный объект?

Под линейным объектом понимают инженерно-техническое сооружение, длина которого существенно больше, чем ширина или диаметр (в соответствии с градостроительным кодексом РФ). Особенность заключается в большой протяженности. Длина такого сооружения может составлять десятки или сотни километров. 

В данную категорию включены:

  • магистрали любых видов: автомобильные дороги, ж/д-пути, т.д;

  • системы водоотведения, водопроводы, прочие линии инженерных коммуникаций;

  • объекты нефтегазовой промышленности (трубопроводы, транспортирующие нефть, газ, другие вещества);

  • линии связи, электропередач, а также кабельные каналы;

  • оросительные, транспортные, каналы, прочие искусственные водные пути;

  • другие сооружения, характеризующиеся значительной протяженностью. 

“Масштабные ЛО могут охватывать большие территориальные участки и располагаться сразу в нескольких регионах государства. На всем протяжении трассы необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это накладывает особенности на проведение исследований, согласований”.

Все ЛО являются объектами капитального строительства, а также имеют прямую связь с землей. Различают надземные (воздушные), а также наземные (поверхностные), подземные виды ЛО. 

Иногда возникают сложности в отнесении проекта к линейному или нелинейному типу. Встречаются варианты совмещенного типа, например, в водопроводной системе. Здесь конструкция водопровода является линейной, а подстанция по её обслуживанию — нелинейной.  Также возникают споры насчет отнесения линейных сооружений к недвижимому имуществу. В п. Ст. 130 ГК РФ указаны разъяснения на этот счет.

Инженерно-геодезические изыскания линейных объектов

Инженерно-геодезические изыскания линейных сооружений - комплекс работ, направленный на получение топографо-геодезических данных посредством трассирования, топосъемки, создания планово-высотной геодезической основы и цифровой модели местности. Результаты используются для разработки проектной документации для нового строительства, капитального ремонта или реконструкции на участках авто-, железных дорог и других линейных объектов.

Особенность геодезических изысканий для линейных объектов заключается в том, что измерения (топосъемку) необходимо проводить на всем протяжении ЛО. Поэтому для трасс значительной длины с целью ускорения процесса часто применяют инновационные методы: аэрофотосъемку, лазерное сканирование, пр. 

Работы выполняются в три этапа:

  1. Подготовительный этап. Включает анализ ТЗ, составление программы работ, изучение архивной информации, предварительную оценку условий, первичное трассирование ЛО.

  2. Полевые работы. В ходе полевых исследований выполняется рекогносцировка, топосъемка (аэрофотосъемка/лазерное сканирование), привязка к имеющейся геодезической сети.

  3. Камеральные работы. Включают камеральную обработку данных, составление топопланов, карт в масштабах 1:25000-1:10000, выбор конкурентоспособных вариантов прохождения ЛО, подготовку технического отчета. 

Геодезические изыскания линейных объектов

Нормативная база

Геодезические изыскания линейных сооружений регламентируется нормативными документами:

  • СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения;

  • СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства;

  • СП 317.1325800.2017 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ;

  • СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги;

  • СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги;

  • ВСН 208-89 Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог;

  • ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования;

  • РД 153-39.4Р-128-2002(ВСН) Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов.

Согласование работ

Основные службы, в которых необходимо регистрировать и согласовывать геодезические изыскания и результаты: Комитет по градостроительству и архитектуре (по всей России), ГБУ ”Мосгоргеотрест” (по Москве).

Дополнительные согласования могут потребоваться с эксплуатирующими службами и балансодержателями инженерных коммуникаций и сооружений:

  • газовые службы;

  • водопроводные и канализационные службы;

  • энергетические службы;

  • телекоммуникационные компании;

  • организации по эксплуатации коммуникационных коллекторов;

  • организации по эксплуатации водоотводящих систем;

  • предприятия по световому оформлению города;

  • провайдеры цифровых услуг и сервисов;

  • компании по производству, транспортировке, распределению и сбыту тепловой энергии;

  • телекоммуникационные компании;

  • службы специальной связи и информации.

Список зависит от местоположения объекта и наличия инженерных коммуникаций на участке. Например, на трассах проезда объектов государственной охраны требуются дополнительные согласования в ФСО России для получения разрешения на проведение работ. 

Оборудование

Для проведения геодезических изысканий линейных сооружений требуется:

  1. Электронные тахеометры;

  2. GPS приемники;

  3. Лазерные нивелиры;

  4. БПЛА*

*Возможно комбинированное использование электронного тахеометра + GPS приемника + БПЛА, но с условиями и факторами, позволяющими выполнить геодезические измерения с необходимой точностью. Полученных данных только с БПЛА может быть недостаточно для проектирования, но их можно использовать для разработки проекта планировки территории. 

Примеры работ на линейных объектах 

Геодезические изыскания для дороги

В декабре 2018 года сотрудничали с АО «Рост-Проект». Им потребовались геодезические изыскания для строительства и реконструкции 5,8 км участка автомобильной магистрали М-10 «Россия». Объект был сложным из-за коротких сроков и неблагоприятной погоды, близости к взлетно-посадочной полосе аэропорта. Трасса в границах участка действующая и находится близко к взлетно-посадочной полосе. В процессе потребовались дополнительные согласования работ со службами аэропорта Шереметьева и ФСО. 

Геодезия началась с изучения архивных материалов. Параллельно начали очищать территорию участка от снега. Несмотря на погодные условия, инженерам удалось провести геодезическую съемку. Одновременно с геодезическими изысканиями велись геологические, экологические и дендрологические. 

Еще один проект от АО «Рост-Проект»: Строительство автомобильной дороги «Псарево-Петрово» на участке «Дон» до транспортной развязки через ж/д пути. На участке работ были расположены объекты инженерной инфраструктуры с охранными зонами. 

По результатам работ создан инженерно-топографический план масштаба 1:500 с сечением рельефа 0.5м с нанесением инженерных коммуникаций и подеревная топографическая съемка.  

С полным перечнем работ на линейных объектах можно ознакомиться здесь.

Запишитесь на 15-минутную - встречу
C руководителем отдела и обсудите, как успешно реализовать ваш проект!

Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов

Объем, состав инженерно-геологических изысканий зависит от протяженности ЛО. На характер исследований влияют: глубина заложения трасс, сооружений, а также особенности их фундамента, геологическое строение территории, инженерно-геологические условия местности.

Ключевой вид работ при проведении геологических изысканий — бурение скважин, которое осуществляется по всей длине. 

На количество выработок влияют следующие факторы:

  • назначение проектируемого объекта;

  • протяженность ЛО – скважины располагаются на заданном расстоянии друг от друга;

  • инженерно-геологические особенности местности;

  • количество поворотов трассы, наличие переходов через водные объекты, насыпей;

  • сложность геологии территории;

  • стадия проектирования, пр.

Выбор параметров скважин регламентируется нормативными документами. При этом глубина выработки рассчитывается в соответствии с назначением сооружения, уровнем промерзания грунта. 

Глубина скважин достигает:

  • для автомобильных дорог — порядка 3 м;

  • для линий электропередач — 3-7 м;

  • для кабельной линии связи, магистрального трубопровода, водопроводной и канализационной систем, а также теплосети, газопровода — на 1-2 метра ниже уровня заложения трассы;

  • для подземного коллектора — на 2 метра глубже проектируемого объекта (при этом глубина выработки должна превышать уровень промерзания грунта на 1-2 метра).

При проектировании ЛО на участках, имеющих сложные геологические условия и специфические грунты, специалисты располагают 4-5 поперечников в скважинах. Это также накладывает особенности на проведение топосъемки (увеличивает её площадь). При этом уменьшается расстояние между скважинами, а глубина выработок увеличивается.

Инженерные изыскания на объектах нефтегазовой отрасли

Проектирование объектов нефтегазовой промышленности (напорных нефте - и газопроводов, линий электропередач, трасс, административных объектов и пр.) требует чрезвычайной точности. Любая ошибка приводит к переделкам проекта, простоям, миллионным убыткам. Начать проектировочные работы невозможно без результатов инженерных изысканий. 

Инженерные изыскания при реконструкции или строительстве нефтегазового объекта: особенности

Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность и труднопроходимость мест (болота, густая тайга), низкий температурный режим накладывают особые требования к организации процесса испытаний.

Изыскателям необходимо:

  • арендовать спецтехнику (бураны, снегоходы, вездеходы (ARGO), пр.);

  • транспортировать инженеров на место назначения;

  • организовать базу для проживания.

Изыскания проводятся круглый год, однако в большинстве случаев рационально исследовать сооружение в зимний период времени с целью улучшения проходимости. 

При проведении испытаний зимой:

  • дополнительно рассчитывается коэффициент неблагоприятного периода (x1,4), это влияет на стоимость работ;

  • могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже).

Линейные объекты нефтегазовой отрасли считаются опасными, поэтому испытания осуществляются группами в составе от 3-х человек. При этом изыскательская компания должна иметь соответствующий Допуск (для работ на особо опасных ЛО). 

При проведении испытаний зимой могут возникать простои (от 2-х недель и выше), связанные с невозможностью проведения буровых и/или геодезических работ при низких температурах (- 30° и ниже). 

Проведение исследований регламентируется СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства».

Проблемы, с которыми сталкивается заказчик:

Проблема-1

Сложность контроля из-за территориальной удаленности  Ответственность полностью ложится на плечи изыскателей. Неквалифицированные эксперты могут допустить неточности и ошибки при проведении испытаний (например, не заметить овраг, пробурить скважину меньшей глубины и пр.). 

Ошибки, упущения при проведении испытаний приводят к:

  • переделкам проекта;

  • простоям, миллионным убыткам;

  • дополнительным расходам (например, при повторном прохождении Главгосэкспертизы или адаптации программы исследований в процессе работ).

Проблема-2

Увеличение затрат на проведение изысканий в 1,5-2 раза

Неточности при составлении ТЗ влекут за собой разработку некорректной программы исследований. 

Если в процессе работ выяснится, что объема испытаний недостаточно для обеспечения требуемой полноты и точности результатов, потребуется:

  • обновление программы испытаний;
  • транспортировка дополнительных бригад инженеров;
  • выделение технического оборудования.

В условиях Москвы и МО с адаптацией к новым условиям не возникает трудностей. 
Однако, если речь идет об объектах нефтегазовой отрасли в северных регионах, внесение любых изменений в программу исследований может увеличить стоимость изыскательских работ в 1,5-2 раза. Поэтому заказчику важно ответственно отнестись к составлению ТЗ.

Особенности согласования проекта

Если ЛО проходят по территории других лицензированных участков, изыскателям необходимо получить согласование на прохождение пересекаемой территории. Также от заказчика требуется согласование работ с представителями коренных народностей Севера (если объект располагается на значимой для них территории).

Готовый проект подлежит обязательному прохождению Главгосстройэкспертизы. При обнаружении неточностей на их устранение отведено всего 10 дней. В противном случае требуется повторное прохождение экспертизы, и заказчик теряет деньги.

От чего зависит стоимость испытаний?

Цена на изыскательские работы зависит от:

  • объема подготовительных мероприятий (по транспортировке инженеров, организации базы);

  • целей, объема планируемых испытаний;

  • типа, расположения объекта.


Стоимость работ возрастает, если дополнительно требуется:

  • проведение исследований по поиску карьера или места ПГС (для развивающихся месторождений, если планируется строительство дороги);

  • сейсморазведка (для расширения месторождения и пр.);

  • вырубка леса для обеспечения проходимости на выбранном участке.

Выводы

  • Инженерные изыскания на линейных объектах имеют особенности. Длина таких инженерно-технических сооружений существенно больше, чем ширина или диаметр. 
  • На всем протяжении ЛО необходимо делать измерения, осуществлять забор проб, пр. Это затрудняет проведение исследований. 
  • Сложность испытательных работ также может быть обусловлена большим количеством согласований с эксплуатирующими организациями, близостью к стратегическим объектам, сложными погодными условиями. Кроме того, проектирование, строительство ЛО осуществляется по госконтракту в чрезвычайно сжатые сроки. 
  • С целью ускорения, упрощения проведения геодезических изысканий на ЛО применяются инновации: аэрогеодезическая технология, лазерное сканирование, пр. Количество и характеристики выработок при проведении геологических испытаний зависят от геологических особенностей местности, назначения, протяженности сооружения, пр. 
  • Проведение исследований на территории ЛО нефтегазовой отрасли часто осуществляется в суровых условиях Крайнего Севера. Территориальная удаленность, труднопроходимость мест, низкий температурный режим влияют на сроки и стоимость работ.
Запишитесь на 15-минутную - встречу
C руководителем отдела и обсудите, как успешно реализовать ваш проект!
Обратная связь
У вас есть вопрос или вам нужна
профессиональная консультация по услугам?
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Мы ещё разрабатываем эти страницы!
click fraud detection